АЛЛИТЕРАЦИЯ (ср.-век.
лат. ad - к, при, litera - буква) - одно из важнейших средств орг-ции
стихотв. фоники, звукового уровня стиха (т.н. инструментовки), разновидность
звукового повтора - повторение одинаковых согласных (иногда подкрепленное
смежными гласными), преим. в нач. слов. В нек-рых языковых традициях А.
является стихообразующим фактором. В рус. стихе А. - элемент «орнаментальный»,
нестихообразующий (не исключено, что обилие А. в эпич. поэме В.А. Жуковского
«Рустем и Зораб» имитирует традицию аллитерац. стиха и должно «скрепить»
слишком свободный стих - белый разностопный ямб). Степень насыщенности
текста А. может быть различной, от двукратного повтора каждой фонемы «Пирует
Петр» до случаев, когда все слова стиха начинаются на одну и ту же согласную
фонему («Пора, перо покоя просит»; «Шипенье пенистых бокалов / И пунша
пламень голубой»; «Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь»
- все примеры из Пушкина). Столь же каноничны примеры аллитерированных
стихотворений К.Д. Бальмонта: «Влага» (в каждом слове встречается «л»)
и «Челн томления» («Чуждый чарам черный челн»). Семантизация А. чаще всего
направлена на звукоподражание, звуковую изобразительность - А. фонем, напоминающих
некий несловесный, природный звук: «Где он, бронзы звон» (Маяковский) или
«[соловей] мелкой дробью вдруг по роще рассыпался» (Крылов), или у И. Северянина:
«Элегантная коляска в электрическом биеньи/ Элегантно шелестела по шоссейному
песку» (по предположению исследователя раннего русского кино, имитирует
жужжание кинопроектора), или «Слово о эль» (т.н. звуковой символизм В.
Хлебникова. В определ. случаях А. может превращаться в анаграмму.