АЛЛИЛУЙЯ («хвалите
Яхве», «хвалите Господа») - библ. молитв. возглашение. В ветхозаветном
богослужении - припев к псалмам и гимнам; возможно, первоначально - обращение
чтеца к народу с приглашением восхвалить Господа. Как славословие Бога
А. широко употребляется в иудейских молитвах. В нек-рых псалмах - трижды.
Мн. псалмы в целом именуются «халлелами», т.е. преим. «хвалебными» псалмами.
Когда псалмопевец говорит: «Семикратно в день прославляю Тебя» (Пс. 118,
164), он имеет в виду непрестанную хвалу Создателю (а не семикратное произнесение
«А.»!). Согласно Книге Апокалипсис, А. по окончании земной истории станет
небесной песнью вечности (19 гл.). «Кроме аминь - это единств. еврейское
выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его
в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом» (Скабалланович М. Толковый
Типикон. Киев, 1915. Вып. 3. С. 24). В правосл. богослужении употребляются
т. н. аллилуарии - определ. стихи псалмов, к-рые произносятся (и поются)
на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «А.». В др. церкви
А. пели по-разному: дважды («сугубая А.») и трижды («трегубая А.»), с прибавлением
в обоих случаях единократного возгласа «Слава Тебе, Боже!». В первый раз
это символически выражает догмат двух природ - (Божественной и человеческой),
сочетавшихся в личности Иисуса Христа. Во втором случае хваление относится
к Трем Лицам Св. Троицы, и затем прославляется Единый Бог, Троица во Единице
(а не три бога). Такое исторически оправданное толкование дают патриархи
Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский на Моск. соборах 1666 и 1667,
закрепивших реформы патр. Никона, направленные на приведение рус. богослужения
в соответствие с греч. традицией, где решительно возобладала тройственная
А. Ранее на Руси сосуществовали обе основные традиции, вступая между собой
в бесплодную полемику. Не согласившиеся с определениями собора старообрядцы
ошибочно употребляют для прославления Св. Троицы «сугубую А.», понимая
заключительный возглас «Слава Тебе, Боже» как рус. пер. слова А. (что филологически
неверно). Отсюда, по их мнению, при троекратном пении А. и добавлении слов
«Слава Тебе, Боже» происходит будто бы «четвере-ние» А. Так А. стала одной
из гл. причин рус. церк. раскола 17 в. Между тем «и трегубая, и сугубая
А. одинаково древнего происхождения, и в обеих нет ничего неправославного
(Голубинский Е.Е. К нашей полемике с старообрядцами. Частные вопросы. II.
О песне «А.»
// Богословский вести. 1892. № 5. С. 223).
Лит.: Деяния Моск.
соборов 1666 и 1667 гг. М., 1881; Ключевский В . О . Псковские споры. V.
Богословский спор. VI. Лит. полемика // Правосл. обозрение. 1872. № 12.
С. 711-743; Налов Е., прот. Об «А.»: Вразумление старообрядцам // Правосл.
собеседник. 1891. № 11. С. 187-208; № 12. С. 251-266.