АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ -
последовательность букв, используемых для обозначения звуков разл. высоты.
Впервые применен в Др. Греции ок. 3 в. до н.э. В Европе в период раннего
ср.-вековья буквы лат. алфавита постепенно вытеснили из практики обозначения
звуков греч. буквы. Со временем число букв в A.M. свелось к 7 нач. буквам
лат. алфавита (по числу 7 тонов диатонич. звукоряда). Наряду с ними существуют
слоговые, введенные в практику в нач. 11 в. итал. музыкантом Гвидо д' Ареццо.
Россия познакомилась с обеими системами в 17 в., в период перехода от знаменной
нотации к линейной, причем слоговые обозначения были переведены на кириллицу
и закрепились в музыкантской практике (прежде всего в обучении), а буквенные
остались латинскими и применялись преим. в теории. Соотношение букв. и
слоговых назв. звуков: А - ля, В - си бемоль (в англояз. странах - си),
С (произносится «це») - до, D - ре, Е («э») - ми, F - фа, G («гэ») - соль,
Н («ха») - си. Добавление к лат. букве окончания is равнозначно
добавлению к слоговому назв. слова «диез», напр., Cis - до диез, а добавление
к лат. букве окончания es (к гласной - s) - слову «бемоль»,
напр. Des - ре бемоль, As - ля бемоль (последнее не применяется только
к звуку си бемоль, обозначаемому по традиции буквой В). Назв. тональностей
в A.M. включают букв. обозначение осн. тона и лат. наименование лада: Dur
(мажор) и moll (минор), причем назв. мажорной тональности пишется с прописной,
а минорной - со строчной буквы. Напр., Ais-Dur («аис дур») - ля диез мажор,
Es-moll ("эс моль") - ми бемоль минор. Различие в букв. обозначении звука
си в англояз. и неанглояз. странах нередко рождает путаницу, что вынуждает
прибегнуть к доп. обозначению опуса. A.M. применяется также при указании
строя инструментов, напр. валторна in F («ин эф», т.е. валторна в строе
фа). Примеры употребления A.M. в рус. поэзии: «На флейте я твержу дуэт
А-moll' ный» (Грибоедов. Горе от ума), «Твой брат С-moll'ную сонату / Наигрывает
за стеной» (А. Белый. Э.К. Метнеру), «Лепные хоры и верхи / Оштукатурены
це-дуром» (Пастернак. Высокая болезнь).
В связи с распространением
электрон. инструментов, связанных между собой единым «языком», принята
единая, сквозная нумерация октав, начинающаяся с 0 (нуля). Функционируют
2 системы таких обозначений: 1-я включает в себя весь слышимый диапозон
частот в 10 октав; во 2-й, б. распростран., кол-во октав совпадает с суммарным
диапазоном муз. инструментов и октавы обозначаются последоват. нумерацией
от баса вверх. Диапазон фп. клавиатуры для электронного инструмента соответствует
АО (ля субконтроктавы) - С8 (до пятой октавы). Центральное «до» 1-й октавы
обозначается как С; буквой В, в соответствии с англояз. традицией, обозначается
си бекар.
Лит.: Грубер Р. И.
История муз. культуры. Т. 1. Ч. 2. М.; Л., 1941.