РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - последовательность букв, используемых для обозначения звуков разл. высоты. Впервые применен в Др. Греции ок. 3 в. до н.э. В Европе в период раннего ср.-вековья буквы лат. алфавита постепенно вытеснили из практики обозначения звуков греч. буквы. Со временем число букв в A.M. свелось к 7 нач. буквам лат. алфавита (по числу 7 тонов диатонич. звукоряда). Наряду с ними существуют слоговые, введенные в практику в нач. 11 в. итал. музыкантом Гвидо д' Ареццо. Россия познакомилась с обеими системами в 17 в., в период перехода от знаменной нотации к линейной, причем слоговые обозначения были переведены на кириллицу и закрепились в музыкантской практике (прежде всего в обучении), а буквенные остались латинскими и применялись преим. в теории. Соотношение букв. и слоговых назв. звуков: А - ля, В - си бемоль (в англояз. странах - си), С (произносится «це») - до, D - ре, Е («э») - ми, F - фа, G («гэ») - соль, Н («ха») - си. Добавление к лат. букве окончания is равнозначно добавлению к слоговому назв. слова «диез», напр., Cis - до диез, а добавление к лат. букве окончания es (к гласной - s) - слову «бемоль», напр. Des - ре бемоль, As - ля бемоль (последнее не применяется только к звуку си бемоль, обозначаемому по традиции буквой В). Назв. тональностей в A.M. включают букв. обозначение осн. тона и лат. наименование лада: Dur (мажор) и moll (минор), причем назв. мажорной тональности пишется с прописной, а минорной - со строчной буквы. Напр., Ais-Dur («аис дур») - ля диез мажор, Es-moll ("эс моль") - ми бемоль минор. Различие в букв. обозначении звука си в англояз. и неанглояз. странах нередко рождает путаницу, что вынуждает прибегнуть к доп. обозначению опуса. A.M. применяется также при указании строя инструментов, напр. валторна in F («ин эф», т.е. валторна в строе фа). Примеры употребления A.M. в рус. поэзии: «На флейте я твержу дуэт А-moll' ный» (Грибоедов. Горе от ума), «Твой брат С-moll'ную сонату / Наигрывает за стеной» (А. Белый. Э.К. Метнеру), «Лепные хоры и верхи / Оштукатурены це-дуром» (Пастернак. Высокая болезнь).

В связи с распространением электрон. инструментов, связанных между собой единым «языком», принята единая, сквозная нумерация октав, начинающаяся с 0 (нуля). Функционируют 2 системы таких обозначений: 1-я включает в себя весь слышимый диапозон частот в 10 октав; во 2-й, б. распростран., кол-во октав совпадает с суммарным диапазоном муз. инструментов и октавы обозначаются последоват. нумерацией от баса вверх. Диапазон фп. клавиатуры для электронного инструмента соответствует АО (ля субконтроктавы) - С8 (до пятой октавы). Центральное «до» 1-й октавы обозначается как С; буквой В, в соответствии с англояз. традицией, обозначается си бекар.

Лит.: Грубер Р. И. История муз. культуры. Т. 1. Ч. 2. М.; Л., 1941.