АЛДАНОВ МАРК (наст.
имя и фам. Ландау Марк Ал-др.) (1886-1957) - писатель. Сын крупного промышленника.
Окончил классич. г-зию, физико-мат. и юрид. ф-ты Киевского ун-та (1910).
В 1919 выехал в Париж с делегацией полит. деятелей (входил в партию нар.
социалистов), в Россию не вернулся. Окончил Парижскую школу общественных
наук (1923). С 1941 жил в США; был одним из основателей «Нового журнала».
После войны возратился во Францию. В первые годы жизни в эмиграции написал
сочинение «Загадка Толстого» (1923) и множество полит. портретов, в т.ч.
один из первых лит. портретов Ленина (1919). В мировую лит-ру вошел как
автор ист. романов, возникших под воздействием революций 1917 и влиянием
Л.Н.Толстого. А. убежден в том, что нет линейной причинно-следственной
связи в истории; она совокупность мн. причин и миллионов отд. воль. В микроисторич.
мире (страна, отрезок времени, круг людей) можно найти подобие закона,
но в макромире на смену логике законоположенного бытия приходит Случай
(см. кн. А. «Ульмская ночь и философия случая», 1953). Ведущими в романах
А. стали темы иронии судьбы, истории, мироздания, «волнующей связи времен»,
факторы ист. повторов в их сочетании с факторами уникального (случая).
16 романов А. объединены также фабульными связями персонажей разл. поколений:
тетралогия «Мыслитель» посв. эпохе франц. революции, наполеоновских войн,
смерти Наполеона и убийства Павла I («Девятое термидора», 1923; «Чертов
мост», 1925; «Заговор», 1927; «Святая Елена, маленький остров», 1923),
трил. об эпохе революций 1917 («Ключ», 1930; «Бегство», 1932; «Пещера»,
1934), ром. «Истоки» (1950) - об Александре II, «лучшем» рус. царе, и о
«лучших» людях России, его убивших. По мысли А., 1881 год был истоком 1917-го;
его последствиям посв. ром. о революции «Самоубийство» (1957). Неск. романов
А. являются «спутниками» осн. серий: «филос. сказки» «Десятая симфония»
и «Азеф» (обе 1941), «Повесть о смерти» (1952), «Начало конца» (1939) и
«Живи, как хочешь» (опубл. в 1958). А. также автор рассказа-«сказки» об
итал. Возрождении «Бельведерский торс» (1938), пьесы о событиях на Украине
в 1918 «Линия Брунгильды» (1937), десятков статей: (в т.ч. о Достоевском,
о романе, о положении эмигрантской лит-ры), «людей катастрофич. эпох»:
6 книг лит. портретов «Юность Павла Строганова», «Огонь и дым» (обе 1922),
«Современники» (1928), «Портреты» (1931, 1936); «Земля, люди» (1932). Основываясь
на науч., в т. ч. архивных разысканиях, А. оставлял за собой право на вымысел
в истолковании психологии тех ист. лиц, к-рые «объяснили бы эпоху и эпоха
объясняла бы их». Бунин назвал А. «последним джентльменом рус. эмиграции».