РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АЛЬБОМ

АЛЬБОМ

АЛЬБОМ АЛЬБОМ (лат. album - белая краска) - не предназначенная для тиражирования книга с рукописными, изобразит., муз. текстами, содержание и орг-ция к-рой определяются адресатом- владельцем А., а также задачами книги. Характер заполнения автографами, памятными записями, нотами или рисунками - основа классификации А. Назв. А. применяется также к тиражированной книге, осн. содержанием к-рой являются изобразит. тексты (гравюры, фотографии, репродукции, чертежи), с кратким пояснит. текстом, связанные единством темы. В широком смысле - назв. собрания худож. произв. (муз., поэтич.), имеющих камерный, интимный характер («Дет. альбом» П.И. Чайковского).

Первоначально в Др. Риме А. - покрытая белой краской деревянная доска для объявлений. В ср. века этим словом стали обозначать переплетенные листы пергамента, затем - бумаги. К первым рус. прототипам А. следует отнести подносные А. с портретами рус. царей, изготовленные для царя Алексея Михайловича.

А. приобретает новое значение в связи с активизацией путешествий с научными или худож. целями в 18 в. В А. переплетаются гравюры, имеющие не только научное, но худож. значение, он становится неотъемлемой деталью костюма просвещ. путешественника, к-рый заносит в него путевые записки и зарисовки. А. подобного типа имеет единого автора-владельца, может предполагать тиражирование. Но связь записей или рисунков в А. определяется самим его владельцем, отбирающим лично впечатлившие его объекты. В эпоху сентиментализма и романтизма в кон. 18 в. - первых десятилетиях 19 в. А. в первом значении становится специфическим культурным явлением, особенно распростран. в России. Его заводит каждая барышня, вписывая понравившиеся стихотворения и др. тексты; он становится средоточием интимных чувств; в отличие от записных книжек и дневников, А. как текст составлен из «чужих слов» (текстов), присваиваемых личностью в процессе ее формирования и развития.

Затем А. появляется на столах в гостиных, получив особенно широкое распространение в т.н. эпоху салонов. В А., часто украшенный портретом или посвятительной надписью хозяевам дома, гости записывали или зарисовывали свои экспромты (к-рые часто заранее готовились). Так появился особый род «альбомного стихотворения» и «альбомного рисунка». А. популярных салонов наполнены рисунками лучших художников и стихотворениями лучших поэтов своего времени. Наиб. известными из подобных А. являются многотомный «Розовопавильонный А.» имп. Марии Федоровны со стихами В. А. Жуковского, И. А. Крыловаимн. др. (частично хранится во дворце-музее в Павловске), альбомы А.Н. Оленина, С. Л. Пономаревой, с рисунками О.А. Кипренского и стихами Жуковского и др., хранящиеся в Пушкинском доме, и др. Эти произв. соседствуют в А. с серьезными или шутливыми излияниями чувств др. гостей: право оставить автограф принадлежало всем и нередко бывало светской обязанностью.

Часто в А. зарисовывали присутствующих посетителей салона, изображали интерьеры и жанровые сценки в доме. К лучшим и популярным альбомным рисовальщикам относятся граф Ф.П. Толстой и князь Г.Г. Гагарин, который даже создал автошарж «Гагарин, спасающийся от дам, забрасывающих его альбомами».

Ныне эти А. являются предметом тщательного науч. изучения, сохраняя подчас единств. изображение историч. лица, забытую характерную бытовую деталь или автограф великого поэта. Эти исследования начались еще в эпоху «Мира иск-ва», к ним принадлежат работы Б. Л. Модзалевского, А. Греча, К. Грота, Н. Дризена, М. Алексеева, В. Вацуро и др. Последнее время усилился интерес к альбомной графике.

В ту же эпоху появляются «подносные А.», посв. юбилею полка или учебного заведения. В них изображались офицеры (или преподаватели), формы и награды, сцены быта. Самый известный А. такого рода - А. Конногвардейского полка, постоянно находившийся в кабинете шефа полка имп. Николая I, единственный, где напротив портрета полковника, по желанию императора, был помещен портрет полковницы - Н.Н. Пушкиной-Ланской работы Гау.

В послеромантический период с закатом культуры салонов текстовой А., заполняемый гостями, почти исчезает, возрождаясь в эпоху модерна. С появлением фотографии и цветной полиграфии А. опять становится украшением гостиной, его изготавливают типографским способом по рисункам художников («Каразинские» А.); благодаря высокому качеству «А. для фотографий» становится хорошим подарком. Теперь это напоминание о семейных событиях, о родных и знакомых. Создаются фотографич. А., посвященные отд. событию и предназначенные для подарка виновнику торжества. А. становится активным предметом демонстрации. Многочисл. памятные фотоальбомы находились, напр., в парадных кабинетах и гостиных и в приемной Александровского дворца при Николае П. Образцом высокой альбомной культуры этого времени служит рукописный альманах К.И. Чуковского, известный как «Чукоккала», с набросками И.Е. Репина, автографами Л.Н. Андреева, А.А. Блока, М. А. Волошина и др., или альбомы Генриэтты Гиршман и Ольги Арбениной-Гильдебрандт. В эту эпоху получают широкое распространение «художеств. А.» - собрания тематич. иллюстраций по истории иск-в или географии.

Интимный А., составленный из выписанных чужих стихотворных и прозаич. текстов, уходит на периферию культуры еще в 19 в.; его ведут уездные барышни, гимназистки. В 1920-х гг. в связи с резкими социальными переменами А. теряет назидательные посвящения и др. жанровые компоненты, происходит упрощение состава, фольклоризация жанра составляющих текстов. Среди них все большее место занимают сначала романсы, затем тексты популярных песен, в связи с чем сами А. часто владельцы называют «песенниками». В отличие от постоянно издававшихся песенников, включавших официально рекомендуемые тексты, личные песенники сохраняют главный признак А. - это тексты для определ. адресата. В таком качестве А. сохраняется доныне в быту школьниц, солдат, заключенных. Среди новых разновидностей А., сформировавшихся в последние десятилетия, - «А. дембеля», составляемый его сослуживцами, т. е. воспроизводящий коммуникативную структуру салонного А. В сов. время также наряду с А. «для рисования» и художеств. А. большое распространение получили А. «свадебные», «выпускные», семейные (типа «Наш малыш») и т.п., предназначенные для личного пользования. Начиная с 1990-х гг. при расширении географии путешествий и простоте изготовления качественных любительских фотографий домашний А. приобрел особенное распространение.

Лит.: Корнилова А.В. Мир альбомного рисунка. Л., 1990; Рус. школьный фольклор. М., 1998.