РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АЛАТЫРЬ (ЛАТЫРЬ)-КАМЕНЬ

АЛАТЫРЬ (ЛАТЫРЬ)-КАМЕНЬ

АЛАТЫРЬ (ЛАТЫРЬ)-КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ (ЛАТЫРЬ)-КАМЕНЬ - мифологич. камень; фигурирует в разл. фолькл. текстах с разнообр. значениями. В заговорах: «лежит бел камень Алатырь в море-окияне»; «на камне сидит красная девица с палицей железной»; «на камне стоит престол Божий, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь»; в камне живет «змея-скоропивка», к-рую с помощью заговорных формул стремятся выгнать. В былинах и песнях «бел горюч камень» часто упоминается без имени А.: на камне плачет девица; камень загорается, на нем сидит «млад ясен сокол»; в былинах богатыри наезжают на камень, лежащий у трех дорог, на нем - предупредит. надписи о грозящей опасности; богатыри собираются у А.-К.; из-под белого Латыря-камня «выбегает Волга-река». В духовном стихе о Голубиной книге А.-К. называется «всем камням мати»: на нем «опочив держал» Христос с апостолами, «утвердил веру на камне»; у А.-К. останавливаются корабли, берут «много с него снадобья».

В основе образа А.-К. лежат древнейшие представления о чудесных камнях, обладающих магич. силой, способных предсказать судьбу, о камне, лежащем на границе двух миров - живых и мертвых, на к-рые наслоились б. поздние христ. мотивы - о камне-алтаре, положенном Христом в основание Сионской церкви.

Вопрос о происхождении имени А.(Л.)-К. остается неясным. Толкование А.Н. Веселовского (от слова «алтарь») не получило поддержки у лингвистов. Др. толкования: от утраченного корня, вероятно литовского, со значением «янтарь», к к-рому возводится также греч. «электрон»; от греч. электор - лучезарный, сияющий; от норманнских наименований корабельного компаса (leidtarsteinn), попавших на Русь в 13-14 вв. через Новгород.