РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АКВАРЕЛЬ

АКВАРЕЛЬ

АКВАРЕЛЬ АКВАРЕЛЬ (от лат. aqua - вода) - водно-клеевые краски из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, а также живопись этими красками. Гл. особенность А. - прозрачность красок, сквозь к-рые просвечивают тон и фактура основы (бумаги, картона, реже шелка или слоновой кости). Обладает качествами живописи (богатство тонов и т.п.) и графики. Техники А. различают по способу наложения краски на основу и по качеству самой основы (сырая, увлажненная и т.п.). Специфика техники А. дает возможность размывов, затеков, создающих эффект подвижности изображения. Достоинствами акварельных красок являются быстрое высыхание (3-5 мин) и устойчивость (неизменяемость) тона после высыхания. Примесь белил в А. делает ее непрозрачной (см. Гуашь). Акварельные краски производят в виде твердых плиток пли в жидком состоянии в тюбиках. Непрозрачная А. известна в Др. Египте. С 15 в. А. широко применяется в Европе, особенно для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. В 16-17 вв. А. постепенно распространяются как самостоятельные художеств. произв. (Дюрер, голландские пейзажисты). Б. значение А. приобретает во 2-й пол. 18 в. в Англии, а в 19 в. успешно развивается во всей Зап. Европе (Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель и т.д.). Уже в 9~12 вв. др.-рус. рукописи иллюстрированы акварельными миниатюрами. В 18 в. А. используется в архитектурных пейзажах (А. Воронихин, Д. Кваренги, Ф.А. Алексеев), в крестьянских жанрах (И.А. Ерменев), пейзажах (М.М. Иванов). В 1-й пол. 19 в. - расцвет рус. реалистич. А. (Ф.П.Толстой, К.П. Брюллов, Г.Г. Гагарин и мн. др.). Совершенства в ней достигает А.А. Иванов; во 2-й пол. 19 в. в технике А. успешно работают И.Е. Репин, В.А. Суриков, И.И. Левитан, В.А. Серов, В.М. Васнецов, П.П. Соколов, М.А. Врубель. Широко используется в иллюстр. и портр. жанре. В 20 в. техника А. остается одной из распространенных и любимых (А.П. Остроумова-Лебедева, К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере и т.д.). Особой виртуозностью, живописной свободой, многообразием тональных отношений отличаются работы А.В. Фонвизина, В.В. Лебедева, К.И. Рудакова, Н.А. Тырсы. С 1920-30-х гг. к А. обращается широкий круг художников (А.В. Ведерников, А.П. Волков, П.М. Кондратьев, А.Е. Карев, Н.А. Лапшин, В.В. Стерлигов, М.В. Матюшин, Е.К. Эвенбах и мн. др.). В технике монохромной «черной» А. выполнены мн. работы П.Д. Корина, Н.Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д.А. Шмаринова и др. А. часто используется вместе с др. материалами (гуашь, тушь и т.п.).

Лит.: Фармаковский М.В. Акварель, ее техника, реставрация и консервация. Л., 1950; Виннер А.В. Материалы живописи. М., 1954; Столяров И.М. Акварель: Материалы и способы письма. Минск, 1980; Рус. акварельная живопись кон. 19 - нач. 20 в. М., 1968; Совр. сов. акварель / Вступ. ст. В.И. Володина. М., 1983.