АКВАРЕЛЬ (от лат.
aqua - вода) - водно-клеевые краски из тонко растертых пигментов, смешанных
с камедью, декстрином, а также живопись этими красками. Гл. особенность
А. - прозрачность красок, сквозь к-рые просвечивают тон и фактура основы
(бумаги, картона, реже шелка или слоновой кости). Обладает качествами живописи
(богатство тонов и т.п.) и графики. Техники А. различают по способу наложения
краски на основу и по качеству самой основы (сырая, увлажненная и т.п.).
Специфика техники А. дает возможность размывов, затеков, создающих эффект
подвижности изображения. Достоинствами акварельных красок являются быстрое
высыхание (3-5 мин) и устойчивость (неизменяемость) тона после высыхания.
Примесь белил в А. делает ее непрозрачной (см. Гуашь). Акварельные краски
производят в виде твердых плиток пли в жидком состоянии в тюбиках. Непрозрачная
А. известна в Др. Египте. С 15 в. А. широко применяется в Европе, особенно
для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. В 16-17 вв. А.
постепенно распространяются как самостоятельные художеств. произв. (Дюрер,
голландские пейзажисты). Б. значение А. приобретает во 2-й пол. 18 в. в
Англии, а в 19 в. успешно развивается во всей Зап. Европе (Э. Делакруа,
О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель и т.д.). Уже в 9~12 вв. др.-рус. рукописи
иллюстрированы акварельными миниатюрами. В 18 в. А. используется в архитектурных
пейзажах (А. Воронихин, Д. Кваренги, Ф.А. Алексеев), в крестьянских жанрах
(И.А. Ерменев), пейзажах (М.М. Иванов). В 1-й пол. 19 в. - расцвет рус.
реалистич. А. (Ф.П.Толстой, К.П. Брюллов, Г.Г. Гагарин и мн. др.). Совершенства
в ней достигает А.А. Иванов; во 2-й пол. 19 в. в технике А. успешно работают
И.Е. Репин, В.А. Суриков, И.И. Левитан, В.А. Серов, В.М. Васнецов, П.П.
Соколов, М.А. Врубель. Широко используется в иллюстр. и портр. жанре. В
20 в. техника А. остается одной из распространенных и любимых (А.П. Остроумова-Лебедева,
К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере и т.д.). Особой виртуозностью, живописной свободой,
многообразием тональных отношений отличаются работы А.В. Фонвизина, В.В.
Лебедева, К.И. Рудакова, Н.А. Тырсы. С 1920-30-х гг. к А. обращается широкий
круг художников (А.В. Ведерников, А.П. Волков, П.М. Кондратьев, А.Е. Карев,
Н.А. Лапшин, В.В. Стерлигов, М.В. Матюшин, Е.К. Эвенбах и мн. др.). В технике
монохромной «черной» А. выполнены мн. работы П.Д. Корина, Н.Н. Куприянова,
Кукрыниксов, Д.А. Шмаринова и др. А. часто используется вместе с др. материалами
(гуашь, тушь и т.п.).
Лит.: Фармаковский
М.В. Акварель, ее техника, реставрация и консервация. Л., 1950; Виннер
А.В. Материалы живописи. М., 1954; Столяров И.М. Акварель: Материалы и
способы письма. Минск, 1980; Рус. акварельная живопись кон. 19 - нач.
20 в. М., 1968; Совр. сов. акварель / Вступ. ст. В.И. Володина. М., 1983.