РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АКСАКОВ Конст. Сер.

АКСАКОВ Конст. Сер.

АКСАКОВ Конст. Сер. АКСАКОВ Конст. Сер. (1817-60) историк и публицист, один из основателей славянофильства, сын С.Т.Аксакова. Рос в деревне, затем в Москве в обстановке хлебосольной и широкой рус. жизни, получил добротное дом. образование. В 1832 поступил на словесный фак-т Моск. ун-та, участвовал в кружке Н.В. Станкевича. В 1840 сблизился с А.С. Хомяковым и бр. Киреевскими. Окончив ун-т, А. ревностно принимается за лит. деятельность, защищает магистерскую дис. («Ломоносов в истории рус. лит-ры и рус. яз.»), посв. изложению взглядов Гегеля на историю лит-ры и обзору состояния рус. яз. до Ломоносова, принимает горячее участие в новом ж. «Рус. беседа», сам редактирует еженед. газ. «Москва», работает над филологич. и историософскими трудами. Из-за болезни уезжает на юг Европы, где и умирает на о. Занте.

А. был, наряду с А. Хомяковым, И. Киреевскими Ю. Самариным, одним из четырех гл. теоретиков славянофильства, занимаясь преим. его светским, социально-ист. обоснованием и отличаясь эмоцион. энергией в проведении идеи самобытности России, восторженным отношением к традиц. общинным формам нар. жизни. Выделяя два противоложных типа общественно-историч. развития: путь «внутр. правды» (морального прогресса) и путь «внешней правды» (прогресса законов и учреждений). А. считал, что Запад потому и развил систему законности, что изначально чувствовал в себе недостаток нравств. крепости. В России же, «под влиянием веры и нравств. подвиг, возведенный на степень задачи целого об-ва», утвердился не юридич., а нравств. строй обществ. жизни. Рус. народ, считал А., - один из всех народов подлинно христианский. Поэтому, если на Западе народ облекся в гос-во, славяне русские, призвав гос-во для защиты земли, остались в стороне от политико-гос. жизни, руководствуясь высшим стремлением к жизни духовной, соборной, религиозно-нравственной. Формой такого существования в является община, понимаемая А. как «союз людей, осн. на нравств. начале, управляемый внутр. законом и оттуда обычаем общественным». Община, по А., «нравств. хор», являющий общее согласие всех членов. Личность в общине признается в ее свободе и правде, но не в произволе и эгоизме. Поскольку народ отдал гос. власть царю, чтобы сохранить независимый от политики духовно-нравств. образ жизни, то народ и царь в России, по мнению А., вступили не в юридич., а исключительно в нравств. отношения, к-рые не должны регулироваться правовыми нормами. Признавая неогранич. юридич. власть царя, народ удерживает за собой совершенную независимость духа, совести, мысли. Поэтому А. выделяет два правильных отношения между пр-вом и народом в России: 1) отношение взаимоневмешательства (народа во власть и власти в общинную жизнь народа); 2) отношение нравств. сотрудничества, т.е., защиты народа властью от внешних врагов и служения народа власти посредством выражения им обществ. мнения. «Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения, и следовательно, слова. Вот рус. гражданское устройство. Вот единое истинное гражданское устройство», - провозглашал А. в записке царю о «Внутр. состоянии России» (Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. С. 112).

Соч.: Полн. собр. соч.; В 3 т. СПб., 1889; Аксаков К.С, Аксаков И. С. Лит. критика. М., 1981.

АКСАКОВ Конст. Сер.

К. С. Аксаков