АККОРД (от лат. accordo
- согласовываю) - одноврем. звучание трех или более звуков, разл. по высоте
и названию. Хотя А. может возникать в результате постепенного наслоения
звуков, сущность его определяется одномоментностью появления и исчезновения
многозвучного комплекса. Обладая индивидуальной звуковой красочностью (фонизмом),
каждый А. вместе с тем имеет строго определ. место (функцию) в той или
иной тональности. Последнее относится к европ. музыке 17-18 вв., преобладающую
часть к-рой можно схематически представить как последовательность разл.
А., правила построения и сочетания к-рых фиксируются спец. теоретич. дисциплиной
- гармонией. Гармонией называют иногда и отд. А., как созвучие, образ.
упорядоч. комплекс. Ист. смена эстетич. критериев влекла изменения в правилах
построения и сочетания А., однако вплоть до 20 в. ведущим принципом внутр.
структуры А. оставалось правило, согласно к-рому входящие в осн. вид А.
звуки должны отстоять друг от друга на интервал терции. Простейшим А. и
своего рода первичной гармонией является одномоментное звучание трех звуков
- трезвучие мажорное (напр., до-ми-соль) или минорное (напр., ля-до-ми).
А. из 4 звуков называются септаккордами, из 5 - нонаккордами (более многозвучные
А. встречаются редко). Мажорное (большое) и минорное (малое) трезвучия
и их обращения (т.е. варианты аккордов, возникающие при взаимном перемещении
верхних звуков с нижним) являются консонансами, все остальные А. - диссонансами.
Новейшая муз. теория иногда называет А. любое созвучие, в т.ч. и кластеры
- многозвучные «гроздья» соседних ступеней звукоряда (на фп. кластеры извлекаются
путем нажима на группу соседних клавиш кулаком, ладонью или предплечьем).