РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АККОМПАНЕМЕНТ (франц.

АККОМПАНЕМЕНТ (франц.

АККОМПАНЕМЕНТ (франц. АККОМПАНЕМЕНТ (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать) - муз. термин, означающий сопровождение осн. муз. текста. Восприятие А. происходит путем переключения слушательского внимания с рельефных, отчетливо воспринимаемых эл-тов муз. ткани на фоновые, суммарно воспринимаемые. В гомофон. музыке под А. обычно подразумевается инструмент. сопровождение мелодии, исполняемой солистом - певцом либо инструменталистом. Реже встречается вок.-ансамбл. или хор. А. (напр., соотношение солиста-тенора и хора в «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» С. Рахманинова). Приемы А. формировались в 17-18 вв. в иск-ве генерал-баса. До кон. 18 в. А. часто не выписывался полностью, структура аккорда обозначалась с помощью цифр под партией баса, а конкретную расшифровку и фактурную обработку делал исполнитель. Постепенно в импровизационной исполнит. практике складывались типовые формулы А.: «бас-аккорд» в бытовой музыке и танц. жанрах; «альбертиевы басы» в академич. жанрах 18 - нач. 19 в.; широкие арпеджио, излюбленные романтиками, и т. д. Выдающиеся мастера всегда стремились к индивидуализации А. (арии Баха, песни Шуберта, Шумана, Брамса, романсы Рахманинова, Шостаковича и др.). В традициях гор. бытового музицирования в России А. - игра по слуху на гитаре, гармони, баяне, балалайке и др. инструментах, сопровождающая пение.

Лит.: Крючков Н. А. Иск-во аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961; Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л. 1972.