АКАФИСТ (греч. букв,
«гимн, при слушании которого нельзя сидеть», слав. «неседальный», в противоположность
кафизмам, которые можно слушать сидя) - «жанровая форма церк. гимна, отработанная
(на единств. образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение
в греч. лит-ре зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в
др. восточноевроп. лит-ры» (Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.
М., 1977. С. 317). А. - сложное по композиции песнопение, прославляющее
Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церк. устав знает лишь
один А. Пресв. Богородице («Взбранной Воеводе победительная...»), по преданию,
составл. патр. Сергием Константинопольским в 626 по случаю чудесного избавления
византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего, по внушению самой
Богоматери, написать ее образ на гор. воротах. (Вопросы датировки и авторства
данного А. дискутируются до сих пор; см.: Филарет (Гумилевский), архиеп.
Черниговский. Ист. обзор песнопевцев и песнопения Греч. Церкви. Изд. 3.
СПб., 1902. С. 185-189; Аверинцев С.С. Лит-pa // Культура Византии. 4 -1-я
пол. 7 в. М., 1984. С.322-327). Состоит из 25 строф: 13 кондаков и 12 икосов.
За каждым кондаком следует икос из 2 частей: в 1-й развивается определ.
тема, 2-я содержит 12 строк, каждая из к-рых начинается со слова «радуйся»
и содержит хваление. Этот А. включается в богослужебное последование утрени
(текст помещен в Триоди Постной) и поется один раз в году - в субботу 5-й
седмицы Вел. поста, именуемой «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».
По образцу блестящего в лит. отношении А. Богородице составлены многочисл.
подражания, а в России, где А. пишутся каждому вновь прославляемому святому,
слово «А.» из обозначения конкретного памятника превратилось в обозначение
жанра. «Но все бесчисленное к-во особенно в России распространившихся акафистов
есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать
классич. А.». При этом «замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто
делается, является просто насилием над уставом, литургич. безграмотностью
и эстетич. безвкусием» (Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и
эортология. Париж, 1964. С. 28-29). Худож. изложение принципов соч. А.
см. в рассказе А. П. Чехова «Святою ночью» (Полн. собр. соч. и писем. М.,
1946. Т. 4. С. 11-21). Тексты помещены в «Акафистнике» (разл. изд.) и многочисл.
изд. отд. А. Перевод отрывков «А. Богородице» размером подлинника см.:
Памятники визант. лит-ры 4-9 вв.М, 1968. С. 239-241.
Лит. /Попов А . Православные
рус. акафисты, изд. с благословения Свящ. Синода: История их происхождения
и цензуры, особенности содержания и построения. Казань, 1903.