РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Первым из преподавателей приехал скульптор Н. Жилле. Ко времени первого экзамена насчитывалось уже 38 учеников и неск. живописцев: Лелоррен, Моро и де Вельи. Архитекторов не было, лишь «каменных дел мастер» Валуа. А. Кокоринов был назначен арх. академич. зданий; первый проект здания поручен Блонделю-младшему и нашел отражение в проекте первого проф. архитектуры Ж.-Б. Валлен-Деламота, прибывшего в СПб. в 1759. Постройка закончена в 1788, работы продолжались до 1810. До сих пор величеств. здание АХ является архитектурной доминантой Университетской наб. Невы. Первое крупное сооружение в России, специально построенное для уч. заведения, оно послужило прототипом для проектов зданий закрытых уч. заведений (Смольный ин-т В. Баженова, Мещанское уч-ще Ю. Фельтена). В фасаде здания наряду с рокайльными линиями центр. ризалита читается строгая классич. схема. Фасады и интерьеры АХ отличаются богатством оформления и совершенством композиции. Замечательны единств. в своем роде круглый двор и парадный вестибюль, верхний вестибюль, украшенный классич. колоннадой, анфилада парадных залов 2-го этажа.
АХ первоначально была закрытым уч. заведением. Согласно академич. уставу 1764, давшему АХ статус императорской, принимались дети 5-6 лет, период обучения длился 15 лет; прием осуществлялся раз в 3 года. Первые 9 лет, когда ребенок изучал общеобразоват. предметы, рисование, начатки архитектуры и разл. ремесла, включались в курсы т.н. воспитательного уч-ща. После него можно было поступить в академич. классы, к-рые составляли собственно АХ, дающую профессию художника, скульптора, гравера или архитектора. Лучшие выпускники АХ получали возможность пансионерской поездки за границу. С нач. 19 в. почти все проекты значит. зданий обществ. назначения и памятников подлежали одобрению Совета АХ. К сер. 19 в. после ряда реформ система преподавания в АХ изменилась, приобретя в осн. совр. формы. С АХ связаны имена большинства выдающихся рус. архитекторов, скульпторов, живописцев, граверов.
В 1918 АХ упразднена декретом СНК, тогда же учреждены Петроградские гос. свободные худож.-уч. мастерские. В числе педагогов - рук. мастерских первых послерев. лет: Л.Н. Бенуа, Б.Е. Савинский, Н.И. Альтман, Ю.И. Анненков, К.С. Петров-Водкин, В.В. Беляев, В.Е. Татлин, В. М. Матюшин и др. В 1921 мастерским возвращено наименование АХ. Она включала 5 ф-тов: архитектуры, живописи, скульптуры, полиграфический и рабфак. В 1920 - нач. 30-х гг. идеи «пролетаризации иск-ва» привели к утрате традиц. форм обучения (систематич. изучения законов композиции, перспективы, техники рисунка и живописи). Одновременно разгромлен создававшийся в течение 150 лет музей АХ, в к-ром уничтожена за ненадобностью б. ч. слепков с шедевров мировой скульптуры (коллекция была крупнейшей в мире) и моделей арх. сооружений (создававшихся в России при каждом крупном стр-ве). В 1933 традиц. структура АХ восстановлена во вновь созд. Всеросс. АХ, где преподают Б.В. Иогансон, И.И. Бродский, П.А. Шиллинговский, К.И. Рудаков, И.Я. Билибин и др., способствовавшие сохранению классич. принципов худож. образования. В 1947 на осн. реорганизов. Всеросс. АХ в Москве учреждена АХ СССР как офиц. науч.-творч. центр; в ее систему вошли НИИ теории и истории изобразит. иск-ва (Москва), науч.-иссл. музей с б-кой (Ленинград-СПб.), разнообр. мастерские и лаборатории, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Худ. ин-т им. В.И. Сурикова (Москва), ряд ср. уч. заведений и пр.
В наст. время ист. здание АХ в СПб. занимают учреждения АХ России, Академич. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, выставочные залы академич. музея.
Лит.: Лисовский В.Г. Академия художеств. Л., 1972; 225 лет Академии художеств СССР: Каталог. М., 1985. Т. 1-2; Учебный рисунок Академии художеств/ Автор-сост. Д.А. Сафаралиева. М., 1990.