РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Науч. дисциплина, связанная с изучением А., называется афазиологией и развивается уже более ста лет. Первонач. в основу афазиологии легли данные, получ. при изучении нарушений деятельности человека при различных ранениях головного мозга. Прежде всего было установлено, что у правшей нарушение речевой деятельности сопутствуют физич. повреждению левого полушария мозга, которое и было призвано ответственным за языковые и речевые функции. Это положение с нек-рыми уточнениями и дополнениями признается справедливым и на соврем. этапе развития науки.
В дальнейшем развитие афазиологии шло по пути дифференциации разл. форм нарушения речи и сопоставления их с повреждением разл. отделов мозга (локализации очага поражения). В сов. науке история развития афазиологии, создание науч. классификации видов А. связывается с именем А. Р. Лурия.
Наиб. частой причиной развития А. является повреждение мозга вследствие кровоизлияния (инсульта), а также вследствие опухоли головного мозга.
При обширном поражении мозга может развиться тотальная А., проявляющаяся в полном разрушении языковой компетенции, невозможности для больного воспринимать и порождать речь. Эти нарушения могут возникнуть на фоне более или менее полной интеллект. сохранности пациента.
Еще в 19 в. на основании изучения результатов ранений мозга было выделено два основных типа А. - моторная и сенсорная. Моторная А. в общих чертах заключается в более или менее полной невозможности порождать экспрессивную речь при сохранении общей способности к восприятию. Этот тип речевых нарушений сопровождается локализацией очага поражения в задней части лобной доли левого полушария. Этот отдел мозга называется зоной Брока - по имени франц. ученого, обнаружившего связь повреждения этой зоны с симптомами моторной А.
У больных с поражением височной доли левого полушария (отдел мозга, называемый центром Вернике) проявления речевой патологии носят прямо противоположный характер; порождение речи практически не затруднено, но нарушено в той или иной степени восприятие. Этот тип А. и называется сенсорной.
Новые факты опровергают первонач. представление о том, что конкретные механизмы речевой деятельности строго локализованы в опредсл. отделах мозга. Постепенно выстраивается модель деятельности мозга, согласно к-рой все отделы мозга, участвующие в обеспечении речевой деятельности, взаимосвязаны. При избират. физическом поражении одной из речевых зон мозга деятельность других также существенно видоизменяется.
Характерной чертой нарушения речи по типу А. является следующий факт: процесс распада речи носит направленность, обратную онтогенетическому развитию. Прежде всего разрушаются речевые механизмы, сформированные на последних стадиях речевого развития, а наиболее сохранными являются глубинные, базовые механизмы, сформировавшиеся в раннем детстве. Процесс речевой реабилитации больного по общей направленности совпадает с процессами онтогенеза.
В психолингвистике данные, полученные при изучении А. различных типов, наряду с данными, полученными при изучении освоения речи в онтогенезе, используются для моделирования процессов речевой деятельности в норме у взрослых здоровых носителей яз., и прежде всего для создания уровневой модели. Если к.-л. речевое проявление может избирательно нарушаться при А., то можно, очевидно, считать, что в норме ему соответствует самостоятельная психолингвистич. единица-механизм.
Лит.: Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975; Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979; Черниговская Т.В., Деглин В.Л., Меншуткин В.В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Докл. АН СССР. 1982. Т. 267. С. 499-502; Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981; Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных; Речь и интеллект. деятельность. М., 1985.