АДМИРАЛТЕЙСТВО место постройки и ремонта кораблей; учреждение,
ведающее делами флота. Первое А. в России осн. в Воронеже в 1690-х
гг. (Азовские походы); на нем в 1698-1700 построен знаменитый
первый русский линейный корабль «Гото Предестинация» Главное А.
в СПб. было заложено осенью 1704 Петром I: комплекс построек верфей
и учреждений флота в крепости на левом берегу Невы. Композиция
первого Петербург. А. сохранилась при всех перестройках: гл. здание
«покоем» (в виде буквы «П»), открытое к реке обширным двором,
с башней над центр. воротами, увенчанной шпилем. А. было окружено
валами и рвами. Царь ежедневно работал на верфи, получая жалованье
корабельного мастера. В 1728-38 А. перестроено И.К. Коробовым,
к-рый построил каменную башню (1732-35) со шпилем, высотой 72
м. Шпиль увенчан флюгером-корабликом: это и знак морского назначения
сооружения, и эмблема Св. Церкви, косвенно соотносящаяся с идеей
Петербурга как «парадиза» и кораблестроения как предопределенного
России богоугодного дела. По проекту графа Б.Х. Миниха и П.М.
Еропкина на этот шпиль ориентированы три главные перспективные
дороги, образуя в плане трезубец Посейдона - символ морского могущества.
При Елизавете I в башне под шпилем была устроена церковь ее небесных
покровителей - св. Захарии и Елизаветы. В 1806-23 здание А. полностью
перестроено по проекту А.Д. Захарова, сохранившего коробовскую
башню под футляром новой, над к-рой по-прежнему высится коробовский
шпиль. Длинный фасад А. (400 м) с башней в центре завершается
по концам портиками с фронтонами и скульптурой, обрамленными 6-колонными
лоджиями; портики поставлены и по боковым фасадам здания. По составленной
Захаровым программе создано множество статуй и рельефов (работы
Ф.Ф. Щедрина, И.И. Теребенева, В.И. Демут-Малиновского и др.;
большая часть барельефов отлита из алебастра крепостным лепщиком
Як. Железновым из Ярославля). Над вратами центр. башни рельеф
«Восстановление флота в России»: Нептун вручает трезубец Петру
I, к-рому сопутствуют Мудрость, Победа, Изобилие и др. Рельефы
боковых фронтонов прославляют военное и морское могущество и процветание
ремесел и сельских занятий, равно обусловленные «восстановлением
флота». Находящиеся в башне врата осенены летящими крылатыми славами
и окружены нимфами, несущими небесную сферу; такое худож. решение
заявляет врата триумфальными и допускает ассоциацию с вратами
Рая, заданную шпилем с корабликом и общей семантикой СПб. О культурной
важности основания флота как созидания новой России (и А. как
места такового) говорят аллегории структуры Мироздания, стоящие
на балюстраде башни: скульптуры 4 стихий, 4 ветров, 4 времен года;
утрачены аллегории, скульптуры 4 частей света (Европы, Азии, Африки,
Америки) на павильонах у Невы и рос. рек (Волги, Днепра, Волхова,
Невы, Енисея и Лены; находились при входах). Аллегория, композиция
А. составлена А. Д. Захаровым, ее язык и содержание отсылают к
Петровской эпохе; это самая сложная программа фасада здания в
России. Шпиль А. - архитектурно-семиотич. доминанта центр. части
города. Изображение фасада А. со шпилем, увенчанным корабликом,
- одна из эмблем сов. Ленинграда.
Здание Адмиралтейства в Петербурге
При перестройке здания Захаровым церковь св. Захарии и Елизаветы
в башне была упразднена, ее помещение замуровали, поместив в нем
плиту с надписью «Центр С.-Петербурга». В 1-й пол. 19 в. один
из залов А. исполнял функцию Исаакиевского собора (до завершения
его постройки); позже это помещение переосвятили как собор св.
Спиридония Тримифунтского (в день памяти к-рого родился Ал-др
I) и сделали гл. собором воен.-мор. ведомства (закрыт в сов. время).
С нач. 19 в. в здании Гл. А. размещались учреждения мор. мин-ва;
верфи закрыты в 1850-х гг., терр. двора с 1870-х гг. застроена
домами новой набережной. С 1925 в А. расположено Высшее воен.-мор.
инж. уч-ще им.Ф.Э. Дзержинского. До 1939 в здании Гл. А. находился
Центр. воен.-мор. музей.