АДАМИЗМ (от им. Адама - первого человека, созд. Богом)
- лит. направление, трактуемое как синоним акмеизма или особое
течение в рамках акмеизма. Традиционно термин «А.» ассоциируется
с фигурой С.М. Городецкого (и с его тягой к этнографич. и фолькл.
тематике, к мифотворчеству), а акмеизм - с Н.С. Гумилевым. Однако,
по сообщению Городецкого, автором термина «А.» был Гумилев, а
«акмеизм» - он сам. По малодостоверным высказываниям Белого, термин
«А.» принадлежит ему (а «акмеизм» - Вяч. Иванову). В 1912-13 термины
употреблялись почти как равнозначные, позже термин «А.» почти
не применялся. Смысл понятия - в первобытной силе, «мужественно-твердом
и ясном взгляде на вещи» (ср. тему остроты зрения у позднего О.Э.
Мандельштама), естественности и незамутнености восприятия мира
(ср. также первобытную тематику в стихах М.А. Зенкевича), но не
менее важной была тема Адама, дающего имена всем тварям, подчеркнутая
в стихах Городецкого: «И вот Адаму он [мир] поручен, /Изобретателю
имен». Герой пов. Городецкого «Адам» (1915) «побеждает» антагонистов
- «символиста» и «футуриста». Адам фигурирует также в стих. Гумилева
«Сон Адама» (1910) и в «Notre Dame» (1912) Мандельштама. Расширит.
употребление - в гимне «Бродячей собаки» М.А. Кузмина: «Цех поэтов
- все Адамы,/ Каждый молод, но не груб».