РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АБСТРАКЦИОНИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstracts - отвлеченный) - абстрактное, беспредметное, нефигуративное иск-во; течение в иск-ве 20 в., выдвинувшее идею отказа от изображения форм реальной действительности. Ставит целью создание композиций с различным эмоц. содержанием с помощью первичных эл-тов худож. формы. Беспредметность дает художнику возможность сформировать свой собств. мир, развивающийся по своим собств. законам, отличным от законов окружающей действительности, выразить новую гармонию мира, образ к-рой изобретен им самим с помощью индивидуальных худож. средств. Возник в 1910-х гг. как реакция на господство кубизма и экспрессионизма. Пионерами А. считаются В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов и Н. Гончарова (Россия), Р. Делоне (Франция), Ф. Купка (чех, работал в Париже), П. Мондриан (Нидерланды). Помимо изобразит. иск-в А. активно проникает в архитектуру и дизайн. Расцвет направления относится к 1920-30-м гг. В рус. эстетике авангарда существенно понятие «беспредметности», не тождественное абстракции. Супрематизм Малевича с его картиной «Черный квадрат» - манифест рус. А.; основа метода - комбинирование разл. геометр. форм с выделением их контрастными цветосочетаниями; в 1920-х гг. А. в СССР постепенно вытесняется др. худож. течениями; в дальнейшем провозглашен «бурж. псевдоиск-вом», его мастера преданы забвению, мн. подверглись репрессиям. С кон. 50-х гг. возобновляются худ. поиски в области А., носившие, однако, полуподпольный характер (см. Андеграунд). К нач. 90-х гг. в России течение теряет свою актуальность.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

В. В. Кандинский. Композиция