АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstracts - отвлеченный) - абстрактное,
беспредметное, нефигуративное иск-во; течение в иск-ве 20 в.,
выдвинувшее идею отказа от изображения форм реальной действительности.
Ставит целью создание композиций с различным эмоц. содержанием
с помощью первичных эл-тов худож. формы. Беспредметность дает
художнику возможность сформировать свой собств. мир, развивающийся
по своим собств. законам, отличным от законов окружающей действительности,
выразить новую гармонию мира, образ к-рой изобретен им самим с
помощью индивидуальных худож. средств. Возник в 1910-х гг. как
реакция на господство кубизма и экспрессионизма. Пионерами А.
считаются В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов и Н. Гончарова
(Россия), Р. Делоне (Франция), Ф. Купка (чех, работал в Париже),
П. Мондриан (Нидерланды). Помимо изобразит. иск-в А. активно проникает
в архитектуру и дизайн. Расцвет направления относится к 1920-30-м
гг. В рус. эстетике авангарда существенно понятие «беспредметности»,
не тождественное абстракции. Супрематизм Малевича с его картиной
«Черный квадрат» - манифест рус. А.; основа метода - комбинирование
разл. геометр. форм с выделением их контрастными цветосочетаниями;
в 1920-х гг. А. в СССР постепенно вытесняется др. худож. течениями;
в дальнейшем провозглашен «бурж. псевдоиск-вом», его мастера преданы
забвению, мн. подверглись репрессиям. С кон. 50-х гг. возобновляются
худ. поиски в области А., носившие, однако, полуподпольный характер
(см. Андеграунд). К нач. 90-х гг. в России течение теряет свою
актуальность.